Условия размещения и транспортировании продуктов в холодильном транспорте. Непрерывная холодильная цепь.



Непрерывная холодильная цепь - совокупность технических средств, реализующих основные холодильные, технологические процессы (охлаждение, замораживание, холодильное хранение, размораживание и отепление) в процессе перемещения скоропортящихся продуктов из сферы производства в сферу потребления.

В каждой стране создают непрерывную холодильную цепь, чтобы сохранить свойства продуктов от производства до потребления. В эту непрерывную холодильную цепь входят:

1. заготовительный холодильник;

2. базисный холодильник;

3. перевалочный холодильник;

4. распределительный холодильник;

5. холодильник торговых предприятий;

6. бытовой холодильник.

Каждый холодильник характеризуется с помощью холод. установок:

1. Заготовительные холодильники сооружают в районах заготовок скоропортящихся пищевых продуктов. Они предназначены для первоначальной холодильной обработки, кратковременного хранения и подготовки заготавливаемых продуктов к транспортировке на торговые предприятия или распределительные холодильники и холодильники других типов.

2. Базисные холодильники предназначены для долгосрочного хранения пищевых продуктов, прошедших первичную холодильную обработку в заготовительных или производственных холодильниках. Назначение базисных холодильников – создание резервных запасов продовольствия и обеспечение равномерного распределения по времени и регионам. Эти холодильники сооружают в местах, которые удалены от населенных пунктов и надежно защищены. Их характеризуют большие ёмкости для хранения и относительно небольшая мощность холодильного оборудования. Поскольку продукты закладывают на длительное хранение, к температурным и влажностным режимам холодильных камер предъявляют повышенные требования.

3. Производственные холодильники - составная часть пищевых предприятий (мясокомбинатов, рыбокомбинатов, консервных, молочных заводов и др.). Их располагают непосредственно в районах производства или заготовки пищевых продуктов. Они осуществляют холодоснабжение технологических процессов производства. Их используют для охлаждения, замораживания и хранения сырья и готовой продукции. Работа холодильников данного типа характеризуется резкой неравномерностью, обусловленной сезонностью загото-вок продуктов. Кроме того, первичные низкотемпературные процессы (охлаждение и замораживание) являются одними их наиболее энергоёмких, что накладывает определённый отпечаток на требования к оборудованию предприятия. Холодильное оборудование этих холодильников отличается большой производительностью при относительно небольших помещениях для хранения обработанной продукции.

4. Перевалочные холодильники предназначены для кратковременного хранения грузов при передаче их с одного вида транспорта на другой (например с железнодорожного па автомобильный и наоборот).

5. Распределительные холодильники предназначены для создания и хранения резервных, сезонных, текущих и страховых запасов скоропортящегося сырья и готовой продукции, обеспечивающих ритмичность производства пищевых отраслей и равномерное снабжение пищевыми продуктами населения в течение года. Они обеспечивают равномерное снабжение крупных городов и промышленных центров сезонными продуктами питания в течение всего года. Кроме того, поступающие в распределительные холодильники крупные (оптовые) партии охлаждённых или замороженных продуктов разбиваются на более мелкие (средний и мелкий опт). Аналогично базисным холодильникам распределительные холодильники характеризуются относительно большими ёмкостями для хранения и небольшой мощностью холодильного оборудования. Они могут быть универсальными или специализированными в зависимости от номенклатуры сохраняемых грузов. В состав распределительных холодильников (особенно вместимостью от 7000 до 20 000 тонн) могут входить цехи по выработке мороженого или быстрозамороженных пищевых продуктов (например, ягод), сухого и водного льда, фасовке масла, изготовлению полуфабрикатов. Такие холодильники называются хладокомбинатами.

6. Бытовые холодильники служат для кратковременного хранения пищевых продуктов в домашних условиях и для периодического производства пищевого льда.

Холодильный транспорт – это совокупность передвижных транспортных средств и стационарных сооружений, предназначенных для перевозки скоропортящихся грузов. Он соединяет стационарные звенья непрерывной холодильной цепи, обеспечивая неизменность температуры при перемещении их от звена к звену.

В зависимости от вида используемых транспортных средств хладотранспорт подразделяют на железнодорожный, автомобильный, водный (морской и речной), воздушный, контейнерный и трубопроводный.

Рассмотрим условия размещения и транспортирования различных продуктов в холодильном транспорте

Мясо и мясопродукты. В общем объеме перевозок железнодорожным транспортом мясо и мясопродукты составляют около 6%. Для транспортирования мяса по железной дороге используют пятивагонные секции, оборудованные приспособлениями для подвески мяс¬ных туш. Используют также автономные вагоны. Вагоны и секции закреплены за крупными мясокомбинатами, постоянно отгружающими охлажденное мясо в промышленные центры.

Охлажденное мясо транспортируют в подвешенном виде, располагая правые половины полутуши с одной стороны, левые — с другой. Четвертины говядины и туши баранины подвешивают в два яруса на деревянных разгонах или веревках. Перспективным способом является перевозка охлажденного мяса в ящиках. Для этого туши разрубают на стандартные отруба, которые обертывают целлофаном и плотно укладывают в ящики. Такой способ позволя-ет лучше использовать транс¬портные средства (более плотная загрузка), сокращает усушку, улуч¬шает санитарные условия. Переохлажденное мясо укладывают вдоль вагона на напольные решетки плотными штабелями в клетку. Основную часть и мяса, и мясных продуктов перевозят в мороженом состоянии. Мясо укладывают в вагоны плотным штабелем, что позволяет грузу лучше аккумулировать холод и уменьшает усушку. Мясо разных категорий упитанности загружают в вагон раздельно. Сроки перевозки мяса зависят от типа вагона, времени года и составляют в среднем 5-20 суток для мороженого, 3-12 – для охлажденного мяса. Такие же способы укладки используют при перевозке мяса автомобильным хдадотранспортом. Совместная перевозка охлажденного и замороженного мяса не рекомендуется, допускается лишь кратковре¬менная при температуре 0-1°С.

Рыба и рыбопродукты. До поступления на наземный транспорт значительная часть рыбы длительное время находится на морском транспорте, где ее сохранность обеспечивается рефрижераторными судами, и в портовых холодильниках. Рыбу, поступающую в порты в обработанном виде, перегружают в вагоны с борта судна. Охлажденную рыбу (пресной или морской водой, льдом) перевозят в ящиках или ящиках-клетках, сухотарных бочках, кото-рые укладывают в вагоны или автомобильные кузова плотными и правильными рядами. Сохранность ее обеспечивается за счет непрерывного таяния льда, слоями переложенного с рыбой. Чаще осуществляют перевозки мороженой рыбы. Рыбу сухой заморозки перевозят в картонных коробах или деревянных ящиках. Рыбу, замороженную мокрым способом, перевозят в не пропускающих рассол специальных контейнерах, противнях. Температура перевозки мороженой рыбы не выше -18°С для рыбы сухой заморозки; -12°С - мокрой заморозки и при льдосолевом и естественном способах заморозки - не выше -6°С. Сельдь, рыбу особо жирную и пряных посолов, маринованную перевозят в заливных бочках, тощую и средней жирности рыбу перевозят в сухотарных бочках или деревянных ящиках. Вяленую рыбу упаковывают в ящики с отверстиями для вентиляции, в драночные короба, плетеные корзины, рогожные кули, мешки, бочки сухотарные. Рыбу в мягкой и жесткой таре укладывают в вагоне или кузове в несколько рядов, прокладывая рейками, шахматным способом, оставляя между рядами зазоры для циркуляции воздуха. Рыбу горя-чего копчения принимают к перевозке железной доро¬гой только замороженной, и доставляется она только рефрижераторным железнодорожным и автомобильным транспортом. Рыбу холодного копчения перевозят упакованной в деревянные и картонные ящики, короба, корзины, сухотарные бочки при температуре от 0 до 5°С.

Икру перевозят в ящиках (баночная) и бочках (бочковая) в рефрижераторных вагонах и автомобилях.

Живую рыбу перевозят в специальных живорыбных вагонах с приспособлениями для аэрации воды (регулируемого естественного водообмена) и поме¬щениями для проезда сопровождающих. Заполнение баков водой осуществляют на 4/5 их высоты. Температуру поддерживают от 2 до 4°С.

Живых раков перевозят в плетеных ивовых корзинах и ящиках в изотермических вагонах с охлаждением. Срок между их уловом и погрузкой не должен превышать 36 ч.

Плодоовощные товары и картофель. Условия транспортирования плодов и овощей зависят от ряда факторов: лежкоспособности, условий выращивания, степени зрелости и т.д. Для успешной перевозки плодов и овощей они должны быть тщательно упакованы в соответствующую виду плодов и овощей тару. Наилучшая укладка плодов и овощей в тару такая, при которой они не соприкасаются друг с другом. Для этого используют различные упаковочные материалы: полиэтиленовые пленки, древесную стружку, бумагу и т.д. Установку в вагоны и кузова тары осуществляют так, чтобы каждое грузовое место омывалось потоком воздуха. Каждое грузовое место укрепляют для предот¬вращения механических повреждений плодов и овощей. Требуется поддержание постоянных температуры и влажности. Предельные сроки перевозки свежих плодов и овощей зависят от вида транспорта, вида плодов и овощей, периода года и составляют, например, для лет¬них яблок в изотермических вагонах 20 суток, летних груш - 12, сливы -16, земляники - 3, капусты - 15-18, картофеля раннего - 14, позднего - 20 и т.д.

Консервная продукция. В общем объеме перевозок скоропортящихся грузов консервная продукция составляет около 20%. Рыбные и мясные консервы перевозят равномерно в течение всего года. Плодоовощные консервы имеют ярко выраженную сезонность в перевозках. В зависимости от времени года консервы перевозят в изотермических вагонах без утепления, с утеплением или с отоплением.

Молоко и молочные продукты. Из-за краткого срока хранения этих продуктов перевозка их должна быть четко организована. Наибольшую часть молока перевозят в специальных цистернах. Сливочное масло перевозят в ящиках и бочках, топленое — в бочках. В зависимости от температуры транспортирования масло укладывают плотно (при температуре не выше -20°С), вертикальным или шахматным способом. Сыры упаковывают в дощатые ящики, окоренки и деревянные барабаны. Крупные сыры можно перевозить без тары на стеллажах. Температуру поддерживают от 0 до 5°С. Не ограничивают сроки доставки в изотермических вагонах масла сливочного, сыров; для молока этот срок — не больше 3 суток, творожных сырков — 2 суток.

Виноградные и плодово-ягодные вина перевозят в стандартных бочках и бутылках, упакованных в ящики. В зимний период бочковые вина перевозят с отоплением или без отопления (тогда во избежание разрыва бочки не доливают на 10-15%). Вина перевозят также в цистернах-термосах и в изотермических вагонах, это позволяет в три раза лучше использовать грузоподъемность транспорта. Пиво в бутылках упаковывают в ящики или заливают в дубовые бочки и перевозят в рефрижераторных вагонах. Минеральные воды можно перевозить внавалку с перекладкой сеном или соломой.


Вернуться на главную страницу

Хостинг от uCoz